Самоанализ Рева Валентины Григорьевны, учителя математики и директора МКОУ «Чесноковская основная общеобразовательная школа» Кетовского района Курганской области, 1959 года рождения, окончила физико-математический факультет Курганского Государственного педагогического института в 1981 году, имею высшую квалификационную категорию (14 разряд), в 1994 году награждена знаком «Отличник просвещения», имею грамоты Администрации Кетовского района, районного управления образования, Управления центра занятости, стаж педагогической работы 28 лет, 19 лет работала заместителем директора по учебно - воспитательной работе, с 2006 года работаю директором школы. Основной проблемой , над которой работает коллектив Чесноковской школы , является «Роль качества преподавания в формировании качества знаний учащихся». Целью деятельности учителей является формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания. Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе, подготовка к поступлению и учебе в профильных классах средней школы, а также в средних специальных учебных заведениях. Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего обязательному минимуму математического образования основной школы, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне. В педагогической деятельности ставлю несколько задач: 1. дать учащимся качественное образование по математике 2. раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося 3. привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии. 4. совершенствование форм организации учебной деятельности 5. использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения 6. развивать и укреплять интерес к математике Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования. В период с 2004 по 2011 год я выпустила четыре девятых классов, качество по математике в этих классах составляет от 40% до 77,7%, в котором я работала, из них трое окончили школу с отличием. 2 выпускницы 2008-10 года учились в областном лицее для одарённых детей «Гренада» в физико-математическом классе, по отзывам учителей девочки учатся успешно, с благодарностью вспоминают школу, часто заходят в школу, обмениваются впечатлениями об успехах и интересных делах. Многие из выпускников из моих классов по окончании школы выбирают профессию типа «Человек - Знаковая система» или «Человек-Техника» ( примерно 50%), в чем вижу свою определенную заслугу. К сожалению в сельской школе у учителя есть много проблем и трудностей. Контингент учащихся в сельской школе неоднороден, многие учащиеся не могут, в силу своих способностей, освоить базовый уровень подготовки по математике. Часто процент качества знаний резко зависит от подбора учащихся в классе, малочисленности классов. Работу школы планирую в соответствии с Законом об образовании на основе минимума общего образования. Как педагог-предметник и как директор являюсь проектировщиком и исполнителем плана работы школы. Основными разделами плана работы школы является качество образования и сохранение здоровья учащихся в процессе обучения. В этой связи я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых—действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях. Чтобы не сдерживать учащихся в развитии и сгладить продолжительное отрицательное воздействие сенсорно-обедненной среды, подбираю дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным и слабым учащимся, в планировании и преподавании учебного материала предмета математики использую технологию Вадима Макарьевича Монахова. Стараюсь исключать из урока факторы, приводящие к нарушению здоровья детей. Поэтому применяю в своей работе различные валеологические приемы, приёмы психологической разгрузки. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого ученика. Постоянно провожу работу по развитию мотивации обучения и интереса к математике. Анализируя результаты опроса стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к предмету. На каждой ступени обучения стараюсь включить в урок игры, творческие задачи, применение информационных технологий. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений, составление тематических заданий, а в 8,9 классах—составление тестовых заданий. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: уроки, лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, олимпиады и конкурсы. На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы. В своей педагогической деятельности использую технологии: 1. развития творческих способностей в процессе обучения математике 2.личностно-ориентированную 3. разноуровневого обучения 4. проблемного обучения 5. тестовые технологии 6. технологию проектов 6. современные компьютерные технологии Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: математический кружок, игры, викторины, вечера, выпуск математической газеты и математического бюллетеня, провожу математические игры в период декады знаний, математические олимпиады. В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием, есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Стараюсь подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА и продолжению дальнейшего образования. В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Владею большим набором форм и способом организации учебно-воспитательного процесса. Чаще использую активные формы работы. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения. Развитию познавательных способностей, повышению уровня интеллекта, созданию информационно-насыщенной среды для учащихся способствует деятельностный подход в обучении. Являясь руководителем оформительского кружка, привлекала учащихся к участию в исследовательских проектах по краеведению «Улица моего детства», «Созвездие нашего села», «Моя родословная», «Связь поколений». Информация об этих работах опубликовывалась в школьной газете «ШКВОР», а также в районной газете «Собеседник». Защита данных проектов проводится, как публичный отчёт школы перед всеми жителями села, с обязательным привлечением ветеранов труда и войны. Отзывы о нашей работе среди населения очень хорошие. Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования. Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ГИА. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце—итоговые. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс. Работа с родителями основана на гуманистическом стиле общения. Уважительном и требовательном отношении семьи и школы к учащемуся, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. В своих выступлениях на родительских собраниях стараюсь приобщить родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении математики, к заинтересованности в дополнительных занятиях по подготовке к ГИА. Довожу до сведения родителей требования по изучению предмета математики. Родители всегда в курсе успеваемости школьников. Стараюсь убедить родителей в важности изучения предмета. Оценки выставляю в дневник ученика и считаю его действенной связью учителя с родителями. Не использую дневник для отрицательных замечаний. Как директор школы для обследования родителей с целью удовлетворенности учебным процессов использую анкетирование. Анализ результатов показал, что обучение проходит на достойном уровне, создается хороший школьный коллектив. Родители считают, что мной учитываются индивидуальные способности детей, ежедневно проводятся дополнительные занятия с сильными и отстающими учениками. Взаимоотношения с коллегами считаю деловыми и доверительными. Обмениваюсь опытом работы по предмету, делюсь опытом проведения внеклассных мероприятий. По результатам тестов по психологической совместимости с коллегами отношусь к людям с нормальной коммуникабельностью, требовательным, достаточно терпеливым в общении с другими, умеющим выслушивать собеседника, отстаивать свою точку зрения без вспыльчивости человеком. Являюсь очень обязательным человеком. В ситуации конфликта выбираю сотрудничество и компромисс. Имею высокую тенденцию лидерства. Уровень профессионального роста Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах, районных , территориальных и школьных МО, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, покупаю методическую литературу, выписываю журнал «Математика в школе», газету «Математика 1 сентября», журнал «Математика для школьников». Обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе. Изучаю материал в сети творческих учителей. В 2008 году прошла краткосрочное обучение по программе «Пользователь ПК» в Курганском ИПКиПРО. В марте 2009 года проходила квалификационные испытания на 1 категорию в ИПКиПРО и прошла обучение по теме «Использование современных технологий в преподавании математики», в ноябре 2009 года проходила квалификационные испытания на высшую категорию и прошла обучение по теме «Научно-исследовательская деятельность обучающихся по математике с использованием ИКТ», в декабре 2009 года прошла квалификационные испытания на высшую категорию как директор школы и прошла обучение по теме «Управление качеством образования. Управление профильным обучением». В 2010 году аттестована на высшую категорию как директор школы и как учитель математики. Проблема, над которой я работаю—это дифференциация и индивидуализация обучения математике, использования ИКТ в преподавании математики и управлении обучением. В связи с этим я выбрала тему, над которой работаю с 2006 года, это «Привитие навыков сотрудничества на уроках математики (использование технологии В. М. Монахова в преподавании математики)». Разработала рабочие программы по математике 6 класса, алгебре и геометрии 8 класса. В профессиональной деятельности учителя наряду с положительными моментами существует ряд трудностей: 1. специфический подбор учащихся в классах сельской школы 2. учащиеся загружены лишней информацией 3. затрудняется работа с родителями детей в силу некоторых из них нежеланием сотрудничества со школой. Все эти проблемы обязуют учителя совершенствовать свою деятельность, добиваться высокого качества знаний учащихся.